Автопилот Tesla: появление, развитие, и перспективы
Саму по себе, развивать идею автомобиля, который ездит без вмешательства человека начали в еще в конце 30-х годов. Одной из первых концепций автономного автомобиля была продемонстрированная на Нью-Йоркской выставке задумка движения машины по специальным проводам, проложенным в дорожном полотне. Из-за дороговизны и необходимости глобально перестраивать дорожную сеть, это предложение американского изобретателя Френсиса Роджерса отклонили.
Прототипы более привычного и понятного автопилота, который базируется на центральном компьютере, а также системе из сенсоров и датчиков появились уже ближе к 80-м годам. Например, в 1979 году японскому ученому Садаюки Цугава удалось разработать систему, которая определяла разметку, другие автомобили, дорожные знаки и даже сигналы светофора. Максимальная скорость авто при автономном вождении с такой системой не превышала 30 км/ч.
Семью годами позже, немецкий инженер Эрнст Дикман создал систему автопилотирования, которая получала изображение с 2-х камер (имитировавшим человеческое зрение) и основываясь на эти данные могла пилотировать машину на скорости около 100 километров в час. Спустя год, и этот рекорд был побит системой с лазерным дальномером от американца Чака Торпа. Беспилотное авто могло управляться на скоростях до 112 км.ч.
Первый автопилот Tesla: адаптивный круиз-контроль и удержание в полосе
Такие высокотехнологичные и инновационные машины как Tesla невозможно представить без интеллектуальных водительских ассистентов. Однако, первый самостоятельный первенец компании, фастбек Тесла Модел С только на третий год конвейерной жизни получил автопилот первого поколения.
Итак первый автопилот Tesla предлагал 2 основные функции: адаптивный круиз контроль, а также контроль удержания в полосе с подруливанием. Эта система базировалась на технологии MobileEye и получала информацию от камеры на лобовом стекле, а также радара, установленного в переднем бампере. Таким образом, машина могла сама следить за разметкой, другими авто и пешеходами и на основе полученных данных корректировать езду.
Для того, чтобы получить доступ к системе, владелец Tesla должен был заплатить 2500 долларов за активацию функции, она шла в опциональном пакете услуг «Технология и безопасность». При этом, сама компания Tesla Motors подчеркивала – данная система является всего лишь ассистентом водителя и не может полностью его заменить.
- Автоматической парковке;
- Автоматической смене полосы движения (при включении поворотника);
- Способности предупреждать водителя о съезде за пределы полосы движения;
- Экстренному автоматическому торможению в аварийных ситуациях.
Все эти нововведения появились у машин Tesla в пакете обновлений 7.0. Несмотря на значительное расширение возможностей автопилота, компания продолжала предупреждать пользователей о том, что нельзя полностью на нее полагаться как на замену водителю.
Второе поколение автопилота Tesla: мощный компьютер, больше датчиков и новые возможности
В октябре 2016 года на электромобилях Tesla состоялся дебют следующей генерации автопилота. Он получил название HW2 (HardWare 2) и по сравнению с предшественником, отличалось принципиально новой архитектурой. Автопилот Тесла включает в себя более совершенный радар, датчики на 360 градусов, 8 камер с возможностью кругового обзора и более мощный процессор бортового компьютера.
Но несмотря на такое продвинутое «железо», первое время комплекс был сильно ограничен в возможностях. Причина – программисты Tesla не успевали создать соответствующие ПО, по этой причине у автопилота не было даже ряда возможностей первого поколения. Ситуация начала меняться в начале 2017 года, когда на бортовой компьютер начали приходить обновления. Постепенно начали как восстанавливаться прежние функции, так и стали появляться новые возможности. Все это происходило в 2017 году, более подробно - во временной шкале:
- Январь: У автопилота появилась функция автономного удержания в полосе на скорости до 72 километров в час;
- Февраль: Восстановилась функция адаптивного круиз-контроля;
- Март: В новом обновлении появилась усовершенствованнач функция автопарковки. Машина без вмешательства водителя умела заезжать на параллельно и перпендикулярно расположенное место стоянки;
- Апрель: Вернулась система автоматического торможения. Она автоматически срабатывала в ситуациях, когда был риск «догнать» впереди идущий автомобиль либо же сбить пешехода, находившегося перед «носом» авто.
- Май: Скорость автоведения по полосе повысили до 145 км/ч.;
- Июнь: добавили автоматическую смену полосы при включении сигнала поворотника;
- Октябрь: появилась функция автопилотирования по навигации: машина могла самостоятельно выбирать маршрут и даже совершать маневры при съезде с развязок и на перекрестках.
Третьe поколение автопилота Tesla: водитель может расслабиться и довериться машине?
Новое поколение автопилота Тесла появилось в апреле 2019 года и получило по сравнению с предшественником большое количество улучшений. Например, можно отметить мощный бортовой компьютер c нейронными связями и технологиями искусственного интеллекта. Это устройство получило название HW3 (HardWare 3) и умеет не только обрабатывать поступающую с камер и датчиков информацию, а и обеспечивает работу более сложных алгоритмов искусственного интеллекта и нейронных сетей. Простое сравнение: если у HW2 вычислительная мощность варьировалась от 22 (FP32) до 44 тераопс (FP16), то у HardWare 3 она выросла до 144 тераопс.
Если говорить о количестве датчиков, радаров и камер, то между 2 и 3 поколениями автопилота разницы нет. Их не стало больше, однако они стали лучше – например у камер на лобовом стекле и боковых стойках появились термальные модули. Благодаря этим нововведениям, автомобиль стал лучше «видеть» в условиях ухудшения погодных условий. Также стоит отметить, что датчики и радары стали более чувствительными и точнее определяют расстояния.
Автопилот третьего поколения доступен для машин с бортовыми компьютерами HW3, также его могли получить владельцы электромобилей, которые выпущены с октября 2016-го у которых БК предыдущего поколения. В таком случае, если опция «Full Self Drive» (полного автопилота) была предоплачена до апреля 2019 года, то машине бесплатно меняли HardWare со второго на третье поколение, далее же эта услуга стоила, например, в США 1500 долларов.
Как и предшественники, автопилот 3 поколения развивался постепенно, обрастая все новыми функциями с каждым последующим пакетом обновлений. Если говорить об изменениях кратко и тезисно, то вот основные вехи развития автопилота третье генерации:
- Октябрь 2019: Запуск функции Smart Summon, благодаря которой, электромобиль способен сам подъехать к владельцу на парковке ориентируясь на информацию с датчиков и GPS.
- Декабрь 2019: Появление функции Stop Sign and Traffic Light Detection «научило» Tesla определять дорожные знаки «стоп» и светофоры, а также самостоятельно тормозить перед ними на желтый и красный сигналы;
- Апрель 2020: с очередным обновлением, добавилась функция Traffic Light and Stop Sign Control, которая подавала команду продолжать движение после остановки перед дорожным знаком «стоп» или светофором. Водителю нужно подтвердить нажатием на акселератор, либо переключателем режима движения.
- Октябрь 2020 года ознаменовался появлением бета-версии функции Full Self-Driving (FSD). Электромобиль с данной программой получил способность сам добираться до определенного пункта назначения, который можно выбрать в навигационной системе. Однако, водитель все равно должен сохранять концентрацию и внимание, а также быть готовым взять управление на себя. При этом, FSD вышла не в широкий доступ, а для группы тестировщиков.
- Март 2021: Tesla запустила функцию Navigate on Autopilot with Traffic Light and Stop Sign Control; с ней, машина способна сама определить наилучший путь из пункта «А» в пункт «Б», совершая при этом маневры на перекрестках и съездах с автомагистрали без подтверждения сидящего за рулем.
- Июнь 2021: Запущена функция Vision Only, с которой машина полностью получала необходимую ей информацию исключительно с камер, без использования радара.
- Август 2021: Владельцы Tesla, оплатившие опцию Full Self-Driving получили возможность присоединиться к тестированию Full Self-Driving Beta с помощью функции FSD Button.
- Октябрь 2021: Появление функции Full Self-Driving Beta 10. По сути, это та же FSD Beta с улучшенной производительностью, надежностью и новыми нейронными сетями. У FSD 10 Beta объединены в один стек Tesla FSD Beta (ассистент на дорогах и улицах) и Tesla Autopilot (система помощи водителю 2 уровня на шоссе).
У природы нет плохой погоды. А как насчет автопилота?
Весной, летом и осенью, когда дороги чистые и сухие, отлично видна разметка, автопилот Tesla (особенно, его версия FSD) чувствует и ведет себя вполне адекватно. Но если опускается густой туман, идет проливной дождь или даже снег – у искусственного интеллекта могут быть проблемы. Камеры могут некорректно определять дорожные знаки, светофор и разметку.
Особенно это касается зимы, когда дороги покрываются слоем снега, наледи или слякоти. Если полотно регулярно очищается, то вероятность проблем меньше. На неочищенных же дорогах лучше вести машину самостоятельно.
Работает ли FSD Tesla в Украине и Европе, какие возможности автопилота доступны у нас
Прежде чем, говорить о том, каким образом работает FSD в Украине, стоит отметить, что ассистент водителя Tesla в версиях для Европы урезан по части функционала. Причина – определенные различия по части правил дорожного движения, другие знаки и разметка. Пока все «плюшки» доступны только жителям Северной Америки (и то, пока в бета-режиме). К тому же, законодательство многих европейских стран накладывает определенные ограничения на широкое использование систем автопилотирования.
- Traffic-Aware Cruise Control (TACC): корректирует скорость электромобиля в зависимости от движения окружающего трафика.
- Autosteer: Ассистент водителя, который в паре с TACC удерживает авто в полосе движения, четко обозначенной дорожной разметкой.
- Navigate on Autopilot (NA): умеет направлять электромобиль с момент въезда на автодорогу до съезда с нее. В перечень возможностей входят предложения по смене полосы движения, самостоятельный проезд перекрестков, включение и выключение сигналов поворота, а также определение подходящего съезда с магистрали.
- Auto Lane Change (ALC): поможет перестроиться с одной полосы на другую на шоссе (должна быть включена функция Autosteer).
- Autopark: может автоматически припарковать электромобиль нажатием кнопки. Пользователю достаточно подъехать к месту стоянки, включить сигнал поворота в нужную сторону, включить задний ход и активировать режим. Далее, машина все сделает сама, однако водителю все равно нужно быть готовым взять управление на себя.
- Summon: способен выкатить машину вперед или назад, по желанию пользователя (например, из гаража или места стоянки). Управление – через приложение Tesla, или с ключа (если он есть, например у Tesla Model S).
- Smart Summon: Более продвинутая версия предыдущей функции. Электромобиль ездит не только вперед и назад, а также умеет маневрировать – например, может на парковке подъехать к хозяину или в указанное им место. Управление – через приложение Tesla, но гаджет должен находиться на расстоянии не дальше 65 метров от машины.
- Traffic Light and Stop Sign Control: с помощью камер определяет светофоры и дорожные знаки «STOP» самостоятельно замедляясь до полной остановки перед ними. Может различать все сигналы светофора, однако замедляется даже на зеленый и мигающий желтый (водитель для продолжения движения должен подтвердить нажатием на акселератор).
- Autosteer on City Streets: режим полного самостоятельного движения электромобиля по городским улицам. Умеет определять другие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, общественный транспорт, велосипедистов), а также дорожные знаки, препятствия, разметку и светофоры.
Развитие и совершенствование работы автопилота Tesla: за счет чего оно происходит
Как уже отмечалось раньше, Full Self-Drive Tesla – это система, которая в том числе, развивается за счет самообучения и создания нейронных связей. С помощью «глаз» - камер и датчиков машина собирает информацию о том, с какой скоростью лучше двигаться, что может означать тот или иной знак, по какой траектории лучше совершить маневр и т.п. Данные с каждой машины отправляются в Tesla и там уже компания на основе полученной информации создает общие обновления ПО автопилота, которые положительно влияют на опыт самостоятельного пилотирования.
Курьезы поведения автопилота Tesla
В процессе развития и совершенствования системы происходило немало забавных и курьезных историй и ситуаций. Некоторые из них показывают, что даже электронному мозгу не чуждо человеческое. Например, летом 2020 года в Канаде перед Tesla Model 3 на дорогу резко выскочил олень. Водитель поздно его заметил, однако своевременно среагировал автопилот – он затормозил и увел машину на встречную полосу, сохранив, таким образом, парнокопытному жизнь и здоровье.
Другая история с автопилотом Tesla поведала о том, что система способна мыслить такими категориями, как, законопослушность. В январе 2020 года, на дороге в Калифорнии, водитель Tesla Model 3 заметил приближение сзади патрульной машины с включенными проблесковыми маячками. Изначально, он подумал, что это приехали за ним, однако после того, как автопилот сам замедлил электромобиль и увел его вправо, оказалось, что полицейские мчались с «мигалками» по другому поводу. Эта ситуация показывает, что FSD умеет не только ориентироваться в разметке, светофорах и дорожных знаках, а и может выполнять определенные требования ПДД.
Если же говорить, о «косяках» автопилота Tesla, то тут на первом месте будут ошибки в пунктах назначения. Так например, одного из пользователей электромобиль на автопилоте вместо дома привез в аэропорт. Ошибка в навигации составила почти 30 километров, а чтобы машина поехала в нужном направлении, пришлось ее перезагрузить.
Другой пользователь заметил, что Tesla на автопилоте направилась по неверному маршруту. Чтобы поехать по правильному пути, владелец в итоге выключил автопилот и взял управление машиной на себя. Ещё один эпизод – когда Tesla вместо офисного центра приехала в расположенный рядом магазин.
Опыты других автопроизводителей с автономным вождением
Следом за Tesla Motors, другие автопроизводители также занялись развитием систем автопилотирования. Одной из первых свой ответ FSD представила компания Audi в 2017 году. Система под названием Audi Artificial Intelligence (Audi AI) появилась на флагмане модельного ряда автопроизводителя – Audi A8. Благодаря функции Audi Traffic Jam Pilot модель способна на скоростях до 60 км/ч сама реагировать на изменения дорожной обстановки – разгоняться, замедляться и держаться в пределах одной полосы, водитель может убрать руки с рулевого колеса. При этом, система может отслеживать состояние пилота и подавать сигналы тревоги, если он отвлекся или заснул.
Если проводить параллели с FSD Tesla, то Audi AI значительно ей уступает по части возможностей. Система может использовать столько на автомагистралях с физическим разделением встречных потоков. Также она не реагирует на дорожные знаки и не может самостоятельно перестраиваться по полосам и проезжать повороты. Пока эти возможности на стадии разработки и тестирования, при этом водителю Ауди доступны возможности беспилотного выезда-заезда в гараж, автоматической парковки и возможность «поймать зеленую волну» - система Audi AI Traffic Light Information следит за светофорами и оптимизирует скорость движения так, чтобы водитель проезжал регулируемые перекрестки без остановок.
Более-менее приближенным к FSD по части функционала можно назвать комплекс Mercedes-Benz Intelligent Drive, который был представлен в 2020 году. Как и Audi AI, комплекс может работать только на автомагистралях и на скоростях около 60 км/ч, однако он имеет больше возможностей, в частности умеет сам менять полосу движения включением поворотника и при условии отсутствия препятствий.
Ну и завершить обзор аналогов Full Self-Drive можно фордовским комплексом Blue Cruise. Он появился в 2020 году на Ford F150 и Mustang Mach-E и позволяет водителям на отдельных участках автомагистралей в США и Канаде убирать руки с рулевого колеса. Также система включает в себя умение удерживать полосу, сменять ее включением поворотника, адаптивный круиз-контроль и т.д. Однако функций проезда поворотов и перекрестков у Blue Cruise вс еще нет.
Найти и купить запчасти Tesla в Украине
FSD – это безусловно значимая функция в арсенале возможностей электромобиля Tesla, но заслуживает внимания не только она. Также весьма интересное и удобное решение от Tesla Motors называется Predictive Maintenance которое самостоятельно анализирует техническое состояние электромобиля и выявляет вероятность поломки отдельных деталей. Опираясь на эти данные, она может заказать необходимые комплектующие и даже записать электромобиль на официальное СТО (с согласия водителя, конечно).
Сайт Erazborka.com.ua конечно не автопилот FSD, но упростить жизнь Теславодам также может. Если у вашего электромобиля проблемы и нужны запчасти – обращайтесь в наш интернет-магазин. У нас обширный ассортимент оригинальных запчастей и качественных аналогов, разумные цены и быстрая доставка по Украине.
Товары
Все
6
Запчасти TESLA MODEL X
2
Запчасти TESLA MODEL 3
1
Запчасти TESLA MODEL S
3